среда, 14 декабря 2016 г.

Принимаем экзамены. Качественно и эффектно.

Вот допустим попали вы в интересную ситуацию. Придут завтра двадцать чему-то обученных (вами же) студентов и будут смотреть испытующе, а вам принимать экзамен. Причем им-то сдавать уже в двадцатый раз, а вам принимать - в первый. Расклад не в вашу пользу и вас наверняка побьют. А если не ужасный конец, то ждет Вас бесконечный ужас принятия экзамена с 9 утра до 23 вечера, 2 января, без перерыва на моцион.

Обратно многим студентам думается, что миссия преподавателя в этом сценарии - утолить жажду крови. На самом деле - поставить адекватные оценки за оптимальное время, сохранив при этом веру в людей. Могут быть всякие задорные девиации, но мы сейчас не об этом.

Перечисленные ниже способы взаимодействия направлены на достижение целей преподавателей и при этом ни в коей мере не должны унижать умы, чести и совести студентов. Всё должно быть справедливо и заслужено.

Как быть если вы таки оказались назавтра один на один с бандой спартанцев молодыми умами.

1. Позвать на помощь.
Вариант "быть и помочь" надо использовать всегда когда есть возможность. Откуда и как звать - собственно не важно, потому что об этом нужно было думать раньше. А экзамен завтра.

2. Разборки по формальным критериям.
Как бы это не звучало цЫнично - вполне имеет право на жизнь. Обязан был посещать, не посещал - сразудосвидания. С одной стороны. С другой - ситуации в жизни могли быть разные и степень жесткости допроса провинившихся - может соответствовать. Можно например для вольногулящих выдавать письменное задание на 30 минут. По результатам большая часть из них покинет этот мир  встретится с вами на пересдаче.
Я всегда считал этот путь довольно тёмным, пока ко мне на экзамен по проектному менеджменту ("Управление проектами исследования и разработки") не пришел знакомиться красавец с аргументом: "Я просто привык всё делать потом". Но менеджмент карл?!

Если вы не подумали о такой возможности заранее, нет списков посещения, домашних и контрольных работ - прискорбно. Тогда - время вероломной атаки.

3. Блицкриг. Студентам объявляется, что до экзамена они будут допущены если смогут ответить (быстро, с минимальной подготовкой) на один очень базовый вопрос (можно два, можно два из трёх - сколько терпения хватит).
- Пример вопроса - расставить точки чтобы получился корректный ip.
-Чем ip в udp отличается от ip в  tcp

4. УберБлицкриг с особым цинизмом. Как предыдущий вариант, только "запускается" три начинающих специалиста, вопрос задается всем трём. Если кто-то ответил - все трое тянут билеты. Вопросы при этом желательно задавать дерзкие, но однозначно обсуждаемые в курсе.
- Что высылается для завершения соединения в UDP
- В какое ведомство гражданин обязан сдать персональные данные для защиты
- Какие уязвимости эксплуатирует угроза информационной безопасности
- Что надежней - MAC или IP?
и тд
Я сам испытывал подобные упражнения на себе будучи студентом. "Заходил" (и зашел) на спец.курс. Когда все три "типа-специалиста" не могут объяснить (а иногда и уловить) сюрреализм вопроса их не только преподаватель может смело отправлять, но и слышащие этот перформанс студенты не осудят изгнание не проскочивших на шару коллег.

5. Вопросы билета - придется послушать. Хотя существуют экстремальные практики "ну это всё понятно" и переход к доп. вопросам. Иногда тут всё и заканчивается. Хотя были прециденты когда заканчивалось на неудачно вытянутом билете. Я считаю не грешно "перематывать" рассказ студента и по нескольким точкам понимать что за птица перед нами.

6. Дополнительные вопросы - обязательная и самая трепетная часть экзамена. Задавать прилично 2-3, меньше и больше - исключения для эстетов. Можно давать готовиться к ответу, можно сразу просить "нарисовать что думаете". Лучше записывать всё. И вопросы и ответы.

7. Если всё грустно - можно предложить выбрать "любимый вопрос" из списка билетов и оценить насколько станет веселей. Обычно не становится. Известен уникальный случай когда студент не смог выбрать любимый вопрос и загрустил уходя.

8. Можно спрашивать сразу несколько человек. Особо-циничные коллеги допрашивали сразу двоих, причем если ошибался один, то у второго спрашивали в чем ошибка и как надо.

9. В идеале опрашиваемая сторона должна согласиться с предлагаемой оценкой. Но если нет, в зависимости от расположения звезд общего впечатления можно предлагать "задачу на пятерку". Если же настроение плохое, то игра может быть в две стороны - решишь "пять", не решишь - "три". Часто это примиряет с достигнутым результатом. Студента с хорошо работающей но пустой головой настоятельно необходимо отправлять на пересдачу вместо "трояка", на который он наинтуичит из общих соображений.

10. Ну и в целом, напринимавшись экзаменов, а теперь - и напроводившись собеседований имею мнение - и то и другое нужно и можно делать за 15 минут максимум. Следующие 45 минут будут потрачены на косметические улучшения в третьем знаке после запятой в понятном балле. Немножко сложнее с курсами в которых нужно решать нетривиальные задачи, но и здесь примерно та же история если под временем понимать "чистое время" экзаменатора.